ВЕХИ ИСТОРИИ


ВЕХИ ИСТОРИИ

Все трудности мы пережили смеясь

Для ветерана компании Елены Петровны Прокопчук товарно-сырьевой цех – это подразделение, с которым ее связывают сорок трудовых лет. В августе 1954 года свою карьеру она начинала оператором, годы спустя стала заместителем начальника цеха. Ветеран до мельчайших подробностей помнит, какие трудности преподносили первые годы, как отгружалась первая продукция и как девчата-операторы, утопая по пояс в снегу, обходили огромную территорию, обслуживая товарные парки.

Второй блин оказался комом

Первое сырье – вакуумный газойль для каталитических крекингов – в товарно-сырьевом цехе приняли в феврале 1955 года. Тот день Елена Прокопчук до сих пор помнит: на вахте была ее бригада. Через два месяца из цеха было отправлено готовое дизельное топливо. Каждая тонна его была буквально нарасхват. Эту продукцию очень ждали в стране, особенно работники сельского хозяйства, желез- нодорожного, грузового транспорта.

Первый налив дизтоплива прошел благополучно. А вот во время следующего продукт был забракован по всем по- казателям. В бензин из-за пропуска задвижек попал легкий газойль. Стало ясно, что нужно четко разделить коллекто- ры и поставить заглушки, на задвижки надеяться нельзя. В цехе тогда срочно установили 800 заглушек.

В трубопроводах находили бревна и фуфайки

В декабре 1955 года начался пуск установок АВТ-1 и АВТ-2. Теперь, конечно, эксплуатационники знают, что такое пуск производственных объектов в зимнее время. Тогда же операторы этого не представляли. Трубопроводы для приема бензина и дизельного топлива оказались замороженными. Нужно было выходить из положения, ведь почти 900 метров трубопровода не прогреть. Людям приходилось делать перемычки на трубопроводы, имеющие проходимость.

– Комбинат строился быстрыми темпами, и многое делалось методом проб и ошибок, – вспоминает Елена Петровна. – Немало огрехов после себя оставляли монтажники и строители. Сегодня и представить трудно, а в те годы были случаи, когда отсутствовали прокладки у задвижек при пуске продукта в резервуар. В трубопроводах находили бревна, чашки и даже фуфайки.

Александр Ващенко,
начальник товарно-сырьевого цеха НПЗ:

– На мой взгляд, товарно-сырьевой цех – это своего рода пограничный пост между НПЗ и внешним миром. Бензины, вакуумный газойль, мазут, дизельное топливо отсюда отправляются в разные уголки страны и дальнее зарубежье. Причем свою «товарность» многие виды продукции тоже приобретают в ТСЦ. Поступающие со всех цехов НПЗ компоненты методом компаундирования доводятся до товарных продуктов в соответствии с ГОСТом и техническим регламентом. Пока это проводится еще старыми, как говорится, дедовскими методами, но в скором будущем на заводе будет построена автоматизированная станция смешения бензинов, где в автоматическом режиме будут готовиться товарные бензины. С ее пуском к нам, в ТСЦ, будет уже приходить готовый продукт, готовый к отгрузке конечным потребителям.

Отсчет идет от площадки «В»

В год своего пуска ТСЦ состоял из одной площадки «В», где размещалось всего семь резервуаров: пять пятитысячников и два – подземных – двухтысячника.

В 1956 году, когда пустилась площадка «Б», к семи добавилось еще около десятка резервуаров. При освоении этого парка операторы столкнулись с новыми проблемами. Трубопроводы, соединяющие площадки «Б» и «В», были смонтированы на небольшой глубине, без компенсаторов. С наступлением морозов трубопроводы разрывались по швам, расходились до такой степени, что между концами вставлялись катушки или заваривались торцы и сверху ставилась перемычка. Это делалось при наличии в системе продукта, в зимнюю стужу, в противогазах.

Только годы спустя продукты научились перекачивать по этим трубопроводам, учитывая температуру их и грунта. И дальнейший ввод новых резервуаров, трубопроводов проходил спокойнее: у людей уже был опыт.

В штате сливщиков не было

Первый коллектив ТСЦ подобрался молодежный. Операторами в парках трудились девушки, только окончившие ремесленное училище, слесарями – парни, большинство из которых недавно вернулись из армии.

Особенно тяжелыми были условия на эстакаде слива и хранения темных продуктов: отсутствовало постоянное освещение, работали с переносными лампами-шахтерками. На эстакадах вместо «телескопов» применяли шланги, стояки в местах поворотов застывали. В случае пробоя прокладки продукт заливал тоннель и насосную. Его убирали всей сменой.

– Это сегодня в цехе есть сливщики-наливщики, и, кстати, в этой профессии работают только мужчины, – говорит Елена Петровна. – Тогда же в штате их просто не было, всю работу приходилось делать нам, девушкам-операторам.

Бронза за дельное предложение


Так как замер уровня нефтепродуктов в резервуарах в ТСЦ осуществлялся рулеткой или мерной рейкой, а переключение потоков – вручную, главный инженер комбината М.Ф. Сисин поставил вопрос ребром: добиться автоматического измерения уровня. Служба КИП разработала схему, для внедрения которой требовалось большое количество уровнемеров и арматуры. Михаил Федорович, рассмотрев ее, возразил: такое количество задвижек с электроприводами найти невозможно. Да и опасно давать на объект напряжение 380 вольт.

За месяц схему переработали. В ней заменили электрона пневмосистемы. Главному инженеру понравилось, хотя все оборудование предстояло создавать самим. Товарные парки ТСЦ, цехи № 13, 14, 15 автоматизировали, внедрение же затем экспонировали на ВДНХ. Разработчиков А.В. Долгушина, Н.С. Богданова и Н.С. Юшкова наградили бронзовыми медалями Всесоюзной выставки.

Жили весело

Первопроходцам комбината № 18 выпало немало трудностей, их постоянно «гнали» – торопили строить, пускать, осваивать.

– Мы практически все время проводили на работе, и, помню, нам всегда очень хотелось спать, – рассказывает ветеран. – Когда добирались на грузовых машинах на работу – такой грохот, машину трясет, а нам все нипочем – мы видим десятые сны. Уже на месте нам кричали: «Девчата, не проспите?!» А какие у нас были бытовые условия! В общежитии, где жили, стояла газовая колонка, горячая вода была, а ванны – нет. Так мы мылись в корыте.

Тем не менее молодежь предприятия жила очень весело. Встречались на танцплощадках, устраивали праздники, многие цеховики пели в хоре, который сами же и организовали.