ВЕХИ ИСТОРИИ

ВЕХИ ИСТОРИИ

Hа строительство давалось всего два года

Следующий, 2013 год – юбилейный для ОАО «Газпром нефтехим Салават». История его уникальна. Построенный 65 лет назад в тяжелое послевоенное время комбинат № 18 стал первым в бывшем Союзе перерабатывать высокосернистую нефть и затем вырвался на передовые позиции в развитии нефтехимии. Сегодняшней публикацией мы открываем цикл материалов о создании заводов и производств нефтехимического гиганта

Ключ на старт

Особенность зарождения нашего предприятия в том, что оно возникло на новом месте. Все надо было создавать заново: не было ни квалифицированных кадров, ни развитой социальной инфраструктуры, ни подсобных промышленных предприятий, ни бытовых условий для первостроителей.

Именно так, с первого колышка в суровом 1948 году, когда страна еще не окрепла после Великой Отечественной войны, началась история нашей компании.

Для обслуживания завода предусматривалось строительство небольшого поселка на 25 тысяч человек. Первыми на новостройке в башкирской степи появились военные строители. Они стали возводить новый завод и город.

Ключ на старт

Для нужд страны

По первоначальным планам комбинат № 18 был запроектирован как завод для производства бензинов и дизельного топлива методом гидрирования угля и сернистых мазутов. В короткие сроки он должен был войти в строй и давать 500 тысяч тонн продукции. Однако замыслам вскоре суждено было измениться.

По причине бурного развития нефтедобычи в регионе технологическая схема развития комбината подверглась коренному изменению: гораздо эффективнее бензины стало вырабатывать из нефтяного сырья. На тот момент это было фактически прорывом к новым технологическим рубежам.

Юрий Ферлюдин,
Начальник отдела производственно-технического управления:


– Я всегда испытывал гордость за свое предприятие. История его неповторима. На строительство и пуск первых установок после институтов сюда приезжали молодые люди со всей страны. Многие из них потом стали талантливыми руководителями. Буквально через несколько лет после рождения комбината из Салавата зазвучали фразы «впервые в Союзе», «получена первая продукция», «освоена новая технология». Сегодня это гигант нефтепереработки и нефтехимии. Продукция, которая ежегодно подтверждает свое качество на международных и всероссийских конкурсах, поставляется в более 20 стран дальнего и ближнего зарубежья.

 

Кураторы — Сталин и Берия

Руководством страны планировалось построить три аналогичных комбината: в Ангарске, Новочеркасске и Салавате. На строитель- ство этих заводов давалось всего по два года. Все документы подписывал только сам Сталин.

Руководители главка, оценив масштабность работ, обратились к Сталину с просьбой несколько отсрочить их ввод. Тот был ка- тегоричен: с доводами не согласился и сказал, что окажет макси- мальную помощь в строительстве. Он поручил Берии взять это решение под контроль и направить на стройки заключенных, а также привлечь к работе наркоматы монтажных, специальных строительных работ машиностроения.

Ключ на стартКлюч на старт

На работу — на бортовых машинах

Первые нефтехимики на работу и обратно добирались в специально оборудованных бортовых машинах. Зимой, когда заносило дороги, они шли до комбината пешком.

Рабочий день их делился на две части. До обеда операторы помогали строителям и монтажникам устранять недоделки, приводили в порядок помещения и промышленную территорию. Во второй – изучали технологическую схему производства, посещали теоретические занятия, которые вели инженеры. Многих операторов, лаборантов на стажировку отправляли в другие города.

Григорий Юровский,
ветеран компании:


– Я прибыл в Салават в августе 1951 года после окончания Московского института химического машиностроения. Механической службы тогда еще не было. И мы, инженеры-механики, распределялись по будущим объек- там для изучения проектов, участия в строительстве. Работы было очень много, тем не менее мы по вечерам собирались в клубе, организовывали самодеятельные кружки. Очень любили спорт. Среди прибывших молодых специалистов было немало спортсменов-разрядников, благодаря им уже в 1952 году была создана хорошая футбольная команда. Первое футбольное поле тогда находилось западнее нынешнего рынка между железной дорогой и улицей Уфимской. Мы играли с командами Ишимбая и Стерлитамака. Баскетбол в Салават пришел благодаря выпускникам Днепропетровского института: значительная часть их входила в состав вузовской баскетбольной команды. Чуть позже во многих кварталах появились и волейбольные площадки.

 

Как трудились и жили

На строительство комбината № 18 после окончания институтов прибыло немало молодых специалистов со всех уголков страны. Ветераны компании вспоминают, что Салават тогда трудно было назвать даже поселком. Люди жили в бараках в небольших комнатах по 14 квадратных метров. В каждой по шесть человек: взрослые спали на полу, детям строили ярусные кровати.

Зима 1949 года выдалась очень холодной и снежной. Заносило все. За ночь наметало столько снега, что утром на промплощадке незанесенными оставались только лампочки фонарных столбов. Люди брали лопаты, рыли тоннели, так добирались до рабочих мест.

Азат Каримов,
ветеран компании:


– На комбинат я попал через десять лет после начала строительства. В то время как раз готовились к пуску установки НПЗ. Это был трудный период. Стране требовалось топливо, его нужно было дать в кратчайшие сроки. У нас же, молодых операторов, не было еще опыта, знаний. Но что характерно: работали мы с большим энтузиазмом. Наш рабочий день не ограничивался установленными рамками. Выходили на субботники, воскресники. Помимо этого, мы все старались украсить и город: около домов делали клумбы, высаживали цветы, саженцы. Кстати, на комбинате на улице № 3 до сих пор растут высаженные нами деревья.